- РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ
- - совокупность процессов, составляющих основу перехода от традиционного к современному обществу. Проблемы Р.п. разрабатываются в рамках общесоциологического направления, получившего название "социология развития". Ее методологическая основа заложена концепциями Ф.Тенниса, М.Вебера и Т.Парсонса. "Социология развития" выделяет два основных типа обществ: традиционное и современное. В основе традиционного общества лежат привычка, инерция, традиция, что объясняет его относительную устойчивость, неподвижность. В современном обществе местнические представления заменяются универсальными ценностями; основным элементом общества и политики становится индивидуум, а не группа; сообщества, в которых люди живут и работают, основаны на выборе, а не на происхождении; индивидуум сам выбирает образ жизни и цели, в отличие от традиционного, в котором они предписываются или утверждаются его группой; работа отделена от семьи, места жительства и не зависит от бюрократических структур и т.д.
Проблема Р.п. тесно связана с анализом политического процесса в его глобальном понимании. Понятие "Р.п." было введено в научный оборот во второй половине XX в. для отражения динамики политической жизни, обозначения процессов ее изменения. Р.п. отличается от экономического, социального и др. общественных процессов многими параметрами. Во-первых, Р.п. не является необратимым. Во-вторых, Р.п. характеризуется своими самостоятельными критериями (показателями). В-третьих, процесс Р.п., при наличии общих критериев, не может быть единообразным в различных общественно-политических системах.
Р.п. - это способность политической системы постоянно и эффективно адаптироваться к новым образцам социальных целей и создавать новые институты, обеспечивающие каналы для диалога между правительством и населением. Принципиально важен вопрос о критериях Р.п. Американский политолог Л.Пай в работе "Понятие политического развития" выделил три таких критерия: структурная дифференциация, "способности" системы и тенденция К равноправию.
Структурная дифференциация институтов политической системы отражает процесс усложнения социальных отношений вследствие реализации закона возрастающего многообразия деятельности людей и появления новых групп интересов. Структурная дифференциация и высокая специализация функций политических институтов обусловлены необходимостью быстрого реагирования системы на новые требования. Как показали исследования, в частности Г.Алмонда, отличие между традиционными и развитыми системами заключается не в их сущности, а в степени дифференциации функций и специализации структур. Простые и сложные политические системы схожи по своим функциям, но различаются по структурным характеристикам, поскольку последние становятся все более дифференцированными и взаимозависимыми.
Вторым критерием Р.п. выступает способность системы к инновациям, к мобилизации и выживанию. Способность к инновации - это способность адаптироваться к новым проблемам, гибко реагировать на новые импульсы и непредвиденные ситуации. Способность к мобилизации - это способность мобилизовать ресурсы (людские и материальные) для решения стоящих перед обществом задач. Мобилизация ресурсов предполагает: преобразование неясных ожиданий масс в конкретные программы и политику; разработку и распространение проекта коллективных действий; наличие политических идей, способных увлечь массы и настроить их на определенные действия; накопление необходимых ресурсов (людских, экономических, информационных и др.); авторитет политических лидеров.
Способность к выживанию: развитая политическая система способна обеспечить свое выживание, благоприятствуя распространению лояльных для себя форм поведения при помощи специализированных структур политической социализации (школ, университетов, политических партий, армии, церкви и др.), привлекая к политической жизни как тех, кто стремится к этому, так и тех, кто в противном случае мог бы подвергнуть опасности стабильность системы и образовать революционную контркультуру.
Третий критерий Р.п. обусловлен тенденцией к равноправию. Она в очередь характеризуется: 1) участие народа в политической деятельности, происходит переход от культуры подчинения, ориентированной лишь на выполнение административных обязанностей, к культуре участия, ориентированной на активную роль в политической системе независимо от позитивного или негативного отношения к ее федеральным институтам. Такой переход может осуществляться как демократическим путем (за счет расширения лиц, обладающих правом голоса), так и в форме авторитарной мобилизации 2) универсальным характером законов, которые становятся общими, ценными, применимыми ко всем всяких различий и привилегий; 3) " рекрутированием" на государственные посты не наследственным путем и не в рамках класса, сословия, касты и т.д., а в соответствии с достоинствами претендентов, т.е. на основе их образования, компетентности, способностей.
Так, тенденция к равноправию может привести к снижению "способностей" политической системы. Необходимость обеспечения экономического развития национальной интеграции ведет к ограничению политическом представительства и выражения групповых интересов.
Представленная характеристика Р.И делает акцент на функциональной Дифференциации политических институтов страна становится политически боли) развитой, если ее политическая систем изменяется в направлении более выраженной артикуляции интересов социальных групп (посредством добровольных объединений), лучшей агрегации интересов(с помощью политических партий), эффективной политической социализации (через расширение средств массовой информации, позволяющих гражданам успешно усваивать политические нормы и ценности).
В политической науке существует и иная трактовка Р.п., акцентирующая внимание на результативности политических институтов и приобретении политической системой новых исполнительских возможностей. Все политические системы включают четыре группы исполнительских возможностей: 1) интегративную возможность, т.е. формирование национального единства и рациональной бюрократии путем создания соответствующих политических институтов; 2) интернациональную возможность, т.е. способность налаживать разного рода международные контакты; 3) возможность участия, т.е. создание гражданской политической культуры и демократической политической структуры; 4) распределительную возможность, т.е. широкое распространение стандартов благосостояния и согласование между политической, экономической и социальной структурами. Р.п. в таком понимании - это приобретение политической системой новых позитивных качеств и, соответственно, новых возможностей (или совершенствования прежних), позволяющих ей эффективно адаптироваться .в новых проблемных ситуациях.
Политология: словарь-справочник. — М.: Гардарики. М. А. Василик, М. С. Вершинин и др.. 2001.